Пятница, 17.05.2024, 00:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Советы детского психолога

Развитие внимания ребенка

 

Многие дети очень активны и никогда не сидят на месте. Это совершенно нормальное поведение для ребенка. Но, например, у школы свои требования. Каждый ученик должен проявлять высокое внимание даже к «скучным» для него вещам, причем довольно долгое время. Поэтому внимание ребенка нужно развивать целенаправленно и с самого раннего возраста.

 Устойчивость внимания – не просто фигура речи, а самое настоящее свойство умственной деятельности. Именно эта устойчивость, или концентрация, необходима для того, чтобы ребенок мог усваивать информацию и хорошо учиться. Первых проявлений устойчивого внимания можно ждать в таком «юном» возрасте, как 2-3 года, соответственно, уже с этого момента его можно развивать. Но на относительно долгое время ребенок сможет сконцентрироваться, в среднем, в 5 лет.  Хотя стоит оговориться о различиях в развитии мальчиков и девочек. Вы наверняка слышали, что девочки более «собранные» и их проще готовить к школе. У мальчиков же оправданная слава непосед, и с ними нужно заниматься более интенсивно.

 При этом нужно различать непроизвольное внимание от произвольного. В первом случае внимание возникает само собой к предмету, который удивляет и вызывает явный интерес ребенка. Это может быть мультфильм или показанный родителями фокус. Но для учебы нужно именно произвольное внимание, когда ребенок сам заставляет себя сосредоточиться на чем-то нужном и важном.

 Вы решили, что самое время приступить к развитию произвольного внимания у вашего чада? Тогда наберитесь терпения. Не стоит требовать слишком много: такое «искусственное» внимание начинает проявляться на шестом году жизни, и его продолжительность во многом зависит от степени активности ребенка. Как известно, гиперактивным детям, которых сегодня очень и очень много, тяжелее сидеть за столом и «грызть свой первый гранит науки». Поэтому начинать надо с игр. Игра – это и весело, и полезно, если правильно подобрать ее форму.

 Если вы уже позволяете ребенку немного времени проводить за компьютером, хорошую службу могут сослужить онлайн-игры для развития внимания. Их несложно найти, сделав простой запрос в поисковиках. Но одним монитором не обойтись. К онлайн-играм можно и нужно добавлять игры обычные. Самый простой вариант – купить в магазине развивающие игры. Наверняка вы замечали в магазинах и даже играли сами со всевозможными «карточками-запоминалками».

 Подобные игры очень просты, и чтобы добиться успеха, даже не надо играть часами. Достаточно уделять этому занятию 30 минут, но ежедневно. К тому же, сегодня можно подобрать такие развлечения для любого возраста, чуть ли не с рождения, так что с вариантами проблем быть не должно.

 К следующему этапу можно приступать, если вы чувствуете, что ребенку легко даются игры, и он готов тратить на них от получаса времени, не отвлекаясь. В этом случае, пора подумать о специальных упражнениях. По сути, это тоже игры, но уже без ярких карточек. Все внимание должно быть приковано к ведущему игры. Чтобы было понятно, как работают подобные упражнения, сразу приведем наглядный пример:

 Упражнение «Следи за своей речью». Взрослый говорит: «Барыня купила гардероб. В гардеробе 100 вещей, что хотите, то купите, «ДА» и «НЕТ» не говорите, черное и белое не покупать». Далее ведущий начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь спровоцировать отвечающего на запрещенные слова. Варианты вопросов и ответов: «- Вы хотите купить черное платье? - Я хочу купить зеленое платье. - А разве зеленое вам к лицу? - Мне просто нравится зеленый шелк».

Подобные игры, с одной стороны, учат внимательно слушать, а с другой стороны, тщательно обдумывать психологически сложные вопросы, подбирая правильный ответ.

Другой пример – всем известная игра в «цепочку слов», которая подходит и для двоих, и для большой компании. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов. Первый игрок говорит: «Москва»; второй добавляет еще один город: «Москва, Омск»; «Москва, Омск, Тверь», - добавляет третий. И так по кругу.  Подобные игры-упражнения также легко найти в сети.

 Конечно, совершенству нет предела, и для ускорения прогресса к подобным играм лучше подключать упражнения на развитие мелкой моторики рук. Они оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. А развитая речь, как известно – очень важная составляющая часть плодотворной умственной деятельности. К тому же, роль устных ответов невозможно переоценить в учебе. Спешим успокоить родителей: игры с пуговицами и забавными стишками хороши, но они подходят детям до трех лет. В возрасте постарше ребенок просто должен часто «работать руками». Идеальные варианты: лепка из пластилина, вырезание сложных фигурок ножницами и рисование. Правда, в последнем случае нужно просить ребенка тщательно вырисовывать мелкие детали, а еще лучше – выводить в прописях буквы и цифры.

 Внимание – уникальное свойство психики человека. Его «качество» необходимо не только для успехов в учебе, но и в любом другом деле. Поэтому не жалейте времени на игры с ребенком. Даже 10-15 посвященных играм минут в день могут стать залогом устойчивого внимания. Главное, заниматься регулярно и поощрять даже крошечные успехи.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lavrovo2012 (01.04.2013)
Просмотров: 459 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: