Главная » Статьи » Мои статьи |
Развитие внимания
ребенка
Многие дети очень
активны и никогда не сидят на месте. Это совершенно нормальное поведение для
ребенка. Но, например, у школы свои требования. Каждый ученик должен проявлять
высокое внимание даже к «скучным» для него вещам, причем довольно долгое время.
Поэтому внимание ребенка нужно развивать целенаправленно и с самого раннего
возраста. Устойчивость внимания – не просто фигура речи, а
самое настоящее свойство умственной деятельности. Именно эта устойчивость, или
концентрация, необходима для того, чтобы ребенок мог усваивать информацию и
хорошо учиться. Первых проявлений устойчивого внимания можно ждать в таком
«юном» возрасте, как 2-3 года, соответственно, уже с этого момента его можно
развивать. Но на относительно долгое время ребенок сможет сконцентрироваться, в
среднем, в 5 лет. Хотя стоит оговориться о различиях в развитии мальчиков
и девочек. Вы наверняка слышали, что девочки более «собранные» и их проще
готовить к школе. У мальчиков же оправданная слава непосед, и с ними нужно
заниматься более интенсивно. При этом нужно различать непроизвольное внимание
от произвольного. В первом случае внимание возникает само собой к предмету,
который удивляет и вызывает явный интерес ребенка. Это может быть мультфильм
или показанный родителями фокус. Но для учебы нужно именно произвольное
внимание, когда ребенок сам заставляет себя сосредоточиться на чем-то нужном и
важном. Вы решили, что самое время приступить к развитию
произвольного внимания у вашего чада? Тогда наберитесь терпения. Не стоит
требовать слишком много: такое «искусственное» внимание начинает проявляться на
шестом году жизни, и его продолжительность во многом зависит от степени
активности ребенка. Как известно, гиперактивным детям, которых сегодня очень и
очень много, тяжелее сидеть за столом и «грызть свой первый гранит науки».
Поэтому начинать надо с игр. Игра – это и весело, и полезно, если правильно
подобрать ее форму. Если вы уже позволяете ребенку немного времени
проводить за компьютером, хорошую службу могут сослужить онлайн-игры для
развития внимания. Их несложно найти, сделав простой запрос в поисковиках. Но
одним монитором не обойтись. К онлайн-играм можно и нужно добавлять игры
обычные. Самый простой вариант – купить в магазине развивающие игры. Наверняка
вы замечали в магазинах и даже играли сами со всевозможными
«карточками-запоминалками». Подобные игры очень просты, и чтобы добиться
успеха, даже не надо играть часами. Достаточно уделять этому занятию 30 минут,
но ежедневно. К тому же, сегодня можно подобрать такие развлечения для любого
возраста, чуть ли не с рождения, так что с вариантами проблем быть не должно. К следующему этапу можно приступать, если вы
чувствуете, что ребенку легко даются игры, и он готов тратить на них от
получаса времени, не отвлекаясь. В этом случае, пора подумать о специальных
упражнениях. По сути, это тоже игры, но уже без ярких карточек. Все внимание
должно быть приковано к ведущему игры. Чтобы было понятно, как работают
подобные упражнения, сразу приведем наглядный пример: Упражнение «Следи за своей речью». Взрослый
говорит: «Барыня купила гардероб. В гардеробе 100 вещей, что хотите, то купите,
«ДА» и «НЕТ» не говорите, черное и белое не покупать». Далее ведущий начинает
задавать каверзные вопросы, пытаясь спровоцировать отвечающего на запрещенные
слова. Варианты вопросов и ответов: «- Вы хотите купить черное платье? - Я хочу
купить зеленое платье. - А разве зеленое вам к лицу? - Мне просто нравится
зеленый шелк». Подобные игры, с одной стороны, учат внимательно
слушать, а с другой стороны, тщательно обдумывать психологически сложные
вопросы, подбирая правильный ответ. Другой пример – всем известная игра в «цепочку слов»,
которая подходит и для двоих, и для большой компании. Слова подбираются на
определенную тему, как, например, названия городов. Первый игрок говорит:
«Москва»; второй добавляет еще один город: «Москва, Омск»; «Москва, Омск,
Тверь», - добавляет третий. И так по кругу. Подобные игры-упражнения
также легко найти в сети. Конечно, совершенству нет предела, и для
ускорения прогресса к подобным играм лучше подключать упражнения на развитие
мелкой моторики рук. Они оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. А
развитая речь, как известно – очень важная составляющая часть плодотворной
умственной деятельности. К тому же, роль устных ответов невозможно переоценить
в учебе. Спешим успокоить родителей: игры с пуговицами и забавными стишками
хороши, но они подходят детям до трех лет. В возрасте постарше ребенок просто
должен часто «работать руками». Идеальные варианты: лепка из пластилина,
вырезание сложных фигурок ножницами и рисование. Правда, в последнем случае
нужно просить ребенка тщательно вырисовывать мелкие детали, а еще лучше –
выводить в прописях буквы и цифры. Внимание – уникальное свойство психики человека.
Его «качество» необходимо не только для успехов в учебе, но и в любом другом
деле. Поэтому не жалейте времени на игры с ребенком. Даже 10-15 посвященных
играм минут в день могут стать залогом устойчивого внимания. Главное,
заниматься регулярно и поощрять даже крошечные успехи. | |
Просмотров: 459 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |